Звоните с 10:00 до 22:00 пн-сб 8 (495) 255-25-99 8 (495) 922-01-77 8 (495) 9-700-700

для бесплатных звонков из регионов

8 (800) 775-06-47

Информация для иногородних 

Моделирование и консультациябесплатно!

Запишитесь на приём

Ваше имя
Ваш E-mail
Ваш телефон

Описание проблемы


Не все поля заполнены либо заполнены неверно. Проверьте, пожалуйста...

В 2020 году защитил докторскую диссертацию по специальности пластическая хирургия

Действительный член Европейской Академии Естественных Наук (Hannover, Germany)

Действительный член Западно-Европейской Академии Науки и Культуры (Herzogenrath, Germany)

Почетный доктор Российской Академии Естественных наук

Почетный член Французской Международной Академии Науки и Культуры (Paris, France)

Основные положения российского законодательства, регулирующие правоотношения между врачом и пациентом в пластической хирургии

Важным фактором национальной безопасности государства является здоровье населения. В связи с этим все многообразие аспектов, связанных с охраной здоровья граждан, в том числе и проблемы юридического обеспечения медицинской деятельности, крайне актуальны.

Забота о своих гражданах, соблюдении их прав и свобод, включая предоставление законодательно закрепленных гарантий на сохранение, укрепление, а в случаях заболеваний и восстановления здоровья — важная задача цивилизованного демократического государства.

Всеобщая декларация прав человека, принятая в 1948 г., гласит: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая питание, одежду, жилище, медицинский уход и требуемое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи».

Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия.

Жизнь человека и его здоровье являются высшими ценностями для общества, с учетом которых должны определяться все остальные ценности и блага.

В уставе ВОЗ провозглашается, что правительства несут ответственность за здоровье своих народов и эта ответственность требует принятия соответствующих мер социального характера и в области здравоохранения.

Роль государства в рассматриваемых отношениях достаточно сильна и объемна: во-первых, РФ провозглашает право на охрану здоровья граждан и гарантирует минимальный объем медицинской помощи, оказываемой бесплатно по ОМС, медицинском страховании граждан в РФ. Во-вторых она устанавливает стандарты оказания медицинской помощи, обязательные для исполнения как государственными медицинскими учреждениями, так и частными. В-третьих, государство контролирует деятельность медицинских учреждений: устанавливает необходимые разрешения для оказания медицинских услуг (лицензии, сертификаты медицинских учреждений, дипломы и сертификаты врачей), проводит аккредитацию деятельности, устанавливает перечень надзорных организаций. В-четвертых, государство привлекает лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов, к ответственности. В-пятых, государство предполагает развитие системы здравоохранения субъектами Федерации и дает на это соответствующие полномочия. Кроме того, государство определяет круг прав и законных интересов человека (пациента) в области здравоохранения, охраняет их и гарантирует право на защиту в случае их нарушения.

Во всем мире в последние годы развивается международное сотрудничество в области охраны здоровья. 34-сессия Парламентской ассамблеи Европейского совета в 1991 году приняла рекомендации правительствам государств в которых говорится, что здоровье является показателем качества жизни и составляет неотъемлемую часть социального, экономического и культурного развития индивидуума. Право каждого человека на защиту здоровья признано в Уставе Европейского совета, подписанного в Лондоне 5 мая 1949 года.

На современном этапе развития общества и медицины проблема качества оказания медицинской помощи и связанная с этим проблема ответственности и юридического обеспечения медицинской деятельности за нарушение профессиональных обязанностей становится все более актуальной.

Действующее законодательство возлагает на медицинских работников обязанности по оказанию медицинских услуг населению, одновременно устанавливая и различные виды ответственности за причинение вреда здоровью пациентов. Таким образом, обеспечение охраны здоровья в России является не только делом государственной важности, но и других общественных организации.

Оценка правового статуса врача и пациента основана на базовых нормативно-правовых актах.

 

К их числу относятся:

  1. Конституция РФ
  2. Федеральный закон «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г.
  3. Гражданский кодекс РФ
  4. Постановление Правительства РФ от 13 января 1996 года № 27 «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями»
  5. Постановление Правительства РФ от 11 сентября 1998 года № 1096 «Об утверждении Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи»
  6. Федеральный закон «О защите прав потребителей»
  7. Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности» от 1996 года.

 

1. Приказ Минздравсоцразвития от 7 июля 2009 года об утверждении специальности «Пластическая хирургия»

С развитием эстетической медицины значительно расширился арсенал видов и способов воздействия на ткани человека для целенаправленной коррекции их формы и функции. Это имеет особое отношение к пластической хирургии, в задачу которой входит устранение врожденных или приобретенных, в том числе возрастных, изменений лица и тела. До недавнего времени мы действовали в рамках приказа МЗ СССР № 1290 от 28 декабря 1982 года, в соответствии с которым косметология признавалась как вид медицинской деятельности и подразделялась на терапевтическую и хирургическую косметологию.

7 июля 2009 года Приказом Минздравсоцразвития была утверждена специальность «Пластическая хирургия». Утверждение специальности «Пластическая хирургия» можно рассматривать как фактор повышения качества услуг специалистов эстетической медицины. Признанная специальность теперь требует углубленной теоретической и практической подготовки. Таким образом, теперь система образования будет способствовать большему избежанию возникновения ошибок и осложнений, как во время хирургических вмешательств, так и в послеоперационном периоде. На сегодняшний день, вследствии утверждения специальности единая унифицированная программа подготовки пластического хирурга находится в стадии подготовки.

 

2. Конституция Российской Федерации

В нашей стране охрана здоровья населения является делом государственной важности. Основой законодательства РФ в отношении медицины и здравоохранения является Конституция РФ, где и закреплено право на охрану здоровья.

Конституция РФ — основной закон государства, который регламентирует основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, придает высшую юридическую силу правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство.

Права и свободы человека, в том числе право на жизнь, охрану здоровья и медицинскую помощь, являются высшей ценностью в Российской Федерации.

Часть 1 статьи 41 Конституции РФ содержит следующие нормы: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».

С точки зрения медико-правового регулирования правоотношений медицинских работников и пациентов, важное значение имеют ст. 21 и ст. 23 Конституции РФ. Статья 21 — достоинство личности охраняется государством, никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Эти положения Конституции РФ нашли отражение в последующих Федеральных законах РФ по здравоохранению («Основы законодательства РФ в области охраны здоровья граждан» и согласуется с международными документами (Хельсинская декларация Всемирной медицинской ассоциации, 1964; Лиссабонская декларация о правах человека, 1981 и др.).

В статье 30 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. записано, что пациент имеет право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства. Этим же законом ограничивается использование методов диагностики, лечения и лекарственных средств, не разрешенных к применению, а также биомедицинские исследования.

В статье 41 отмечено, что в связи с платным и бесплатным оказанием медицинской помощи понимая, что затраты в здравоохранении колоссальны, а бюджетное финансирование может не справиться, предоставляют возможность использования других законных источников финансирования.

Содержание статьи 41 согласуется с Федеральными законами, относящимися к здравоохранению, такими как законы «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» 1991 г. «Об охране окружающей природной среды» 1991 г. «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» 1993 г. Уголовным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ и др.

Статья 52 Конституции РФ имеет прямое отношение к правовой ответственности врача при оказании медицинской помощи. В данной статье отмечается, что помимо права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь у них есть также право потерпевшего на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ему ущерба в результате преступлений и злоупотреблений. Принципы этой главы нашли свое отражение и продолжение в гражданском и уголовном законодательстве Российской Федерации.

Таким образом, Конституция РФ закрепляет право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Правоотношения, которые возникают в области здравоохранения, регулируются рядом отраслей права, которые имеют своей целью охрану здоровья населения.

Важное значение для охраны здоровья граждан РФ имеет предусмотренная Конституцией возможность получать медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения бесплатно.

3. Федеральный закон «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан»

Руководствуясь Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, признавая основополагающую роль охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества и подтверждая ответственность государства за сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации, стремясь к совершенствованию правового регулирования и закрепляя приоритет прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья, Верховный Совет Российской Федерации принял «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» 22 июля 1993 года.

Всего в законе 12 разделов. Раздел I содержит общие положения, излагает основные принципы охраны здоровья граждан, определяет задачи законодательства РФ в области здравоохранения.

В статье 1 под охраной здоровья граждан понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья

В статье 2 указывается, что основными принципами охраны здоровья граждан являются:

  1. Соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечения связанных с этими правами государственных гарантий.
  2. Приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан.
  3. Доступность медико-социальной помощи.
  4. Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
  5. Ответственность органов государственной власти и управления, предприятии, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

О том, что медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения, говорится в статье 20. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программами государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Раздел II определяет компетенцию государства, субъектов федерации и муниципальных органов по охране здоровья граждан.

Раздел III излагает положения организации охраны здоровья в государстве. Они касаются полномочий высших органов государственной власти и управления, финансирования, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, организации государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, порядка и условий лицензирования медицинской деятельности, вопросов медицинской этики.

Раздел IV констатирует права граждан в области охраны здоровья, на информацию о факторах, влияющих на здоровье, на медико-социальную помощь и предусматривает комплекс мер по охране здоровья граждан, занятых отдельными видами профессиональной деятельности, сопряженными с вредными и опасными для здоровья условиями труда.

Раздел V разъясняет права определенных групп населения в области охраны здоровья семьи, беременных женщин и матерей, несовершеннолетних, военнослужащих, граждан, подлежащих призыву на военную службу и поступающих на военную службу по контракту, граждан пожилого возраста, инвалидов, пострадавших при чрезвычайных ситуациях и проживающих в экологически неблагополучных районах, задержанных и заключенных.

В разделе VI излагаются права граждан при оказании им медико-социальной помощи, а в статье 30 перечислены все основные права пациентов. Отмечается, что при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:

В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации либо в суд (в редакции Федерального закона от 10 января 2003 г. № 15-ФЗ).

В статье 31 говорится, что каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ним риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения.

Информация о состоянии здоровья гражданина предоставляется ему лично, а в отношении лиц, не достигших 15 лет, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, — их законным представителям лечащим врачом, заведующим отделением лечебно-профилактического учреждения или другими специалистами, принимающими непосредственное участие в обследовании и лечении. Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена гражданину против его воли. Гражданин имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать консультации по ней у других специалистов. По требованию гражданина ему предоставляются копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья, если в них не затрагиваются интересы третьей стороны.

В статье 32 указывается, что необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие пациента, а для лиц не достигшего возраста 15 лет, его законных представителей.

Специализированная медицинская помощь оказывается в государственных и муниципальных учреждениях системы здравоохранения при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных медицинских технологий за счет средств бюджетов всех уровней, целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, личных средств граждан и других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (статья 40).

Нужно отметить, что согласно ч. 3 статьи 61 допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну должностным лицам в интересах обследования и лечения пациента, но только с согласия гражданина или его законного представителя, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Весьма важным, на наш взгляд, является то, что гражданин имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать консультации по ней у других специалистов. Это дает больным большие возможности самому решать свою судьбу. Но иногда при таких консультациях роль и возможности лечащего врача явно занижаются, что может негативно сказываться на дальнейших взаимоотношениях «врач-пациент».

В статье 63, касающейся социальной и правовой защиты медицинских работников, отмечается, что медицинские работники имеют право на:

В статье 68 указывается, что в случае нарушения прав граждан в области охраны здоровья вследствие недобросовестного выполнения медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей, повлекшего причинение вреда здоровью граждан или их смерть, ущерб возмещается в соответствии со статьей 66 (Основания возмещения вреда, причиненного здоровью граждан). Возмещение ущерба не освобождает медицинских работников от привлечения их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Вопросы организационных проблем медицинской экспертизы излагает IX раздел данного документа. Согласно статье 52 судебно-медицинская экспертиза производится в медицинских учреждениях государственной (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, вступает в силу с 1 января 2005 г.) системы здравоохранения экспертом Бюро СМЭ, а при его отсутствии — врачом, привлеченным для производства экспертизы, на основании постановления лица, производящего дознание следователя, прокурора или определения суда. При несогласии граждан с заключением медицинской экспертизы (статья 53) по их заявлению производится независимая медицинская экспертиза соответствующего вида, предусмотренная статьями 48 и 51 настоящих Основ.

Раздел Х рассматривает права и социальную защиту медицинских и фармацевтических работников.

Раздел XII предусматривает ответственность за причинение вреда здоровью граждан (ст. 66). В нем рассматриваются основания для возмещения вреда, порядок его возмещения, ответственность медицинских работников за нарушение прав граждан в области охраны здоровья (ст. 68), а также право граждан на обжалование действий, ущемляющих права и свободы граждан в области охраны здоровья (ст. 69).

Закон принят 28 июня 1991 года с изменениями и дополнениями от 2 апреля 1993 года. Он определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения Российской Федерации, направлен на усилении заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан в новых экономических условиях и обеспечивает конституционное право граждан Российской Федерации на медицинскую помощь.

В статье 1 указано, что медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения по охране здоровья, а его целью является гарантирование гражданам при возникновении страхового случая получения медицинской помощи за счет накопленных средств и финансирование профилактических мероприятий.

Результатом принятия данного закона, а также «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», явилось введение обязательного медицинского страхования (ОМС) и добровольного медицинского страхования (ДМС).

Принятие настоящего закона и подзаконных актов по вопросам оказания платных медицинских услуг привело к возникновению новой правовой ситуации — медицинская помощь осталась бесплатной для населения (в системе ОМС), но стала возмездной для медицинских учреждений. В связи с этим медицинская помощь стала рассматриваться как медицинская услуга, а пациент как потребитель этой услуги, так как на нее стали распространяться положения главы 39 Гражданского Кодекса РФ и закона «О защите прав потребителей».

В статье 7 указано, что на территории РФ лица, не имеющие гражданства, имеют такие же права и обязанности в системе медицинского страхования, как и граждане Российской Федерации.

4. Федеральный закон «О защите прав потребителей»

Настоящий закон регулирует имущественную ответственность медицинских организаций за счет норм о качестве услуги, права потребителя (пациента) на безопасность услуги, компенсацию морального вреда и прочее. Закон принят 7 февраля 1992 года № 2300 ?1.

В новых социально-экономических условиях, в соответствии с законодательством пациент является потребителем медицинских услуг, а медицинское учреждение в лице его персонала — производителем этих услуг. «Общие положения» включают статьи, носящие общий характер, то есть устанавливающие единое регулирование как купли-продажи товаров, так и выполнение работ и оказания услуг потребителям (ст. 1-17).

В настоящем Законе нашла отражение тенденция усиления законодательного регулирования отношений, направленных на охрану прав граждан. В данном документе закреплены важнейшие, международно- признанные, права потребителей, к которым отнесены: право на надлежащее качество, право на безопасность, право на информацию, право на государственную и общественную защиту прав потребителей.

Законом РФ «О защите прав потребителей» в статье 4 (Качество товара — работы, услуги) определено, что исполнитель обязан выполнить работу, качество которой соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара исполнитель обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется (в ред. ФЗ от 17.12.99 № 212-ФЗ).

Вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя (пациента) вследствие не обеспечения безопасности услуги, подлежит возмещению в соответствии со статьей 14 настоящего закона (в ред. ФЗ от 17.1299 № 212-ФЗ — Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков услуги).

Право пациента на своевременную и достоверную информацию о медицинских учреждениях, медицинском работнике (лечащем враче) и о самой медицинской услуге закрепляется ст. 8 «Право потребителя на информацию об изготовителе — исполнителе, т.е. медицинском работнике, медицинском учреждении, и о товарах — услугах».

К работам, подлежащим обязательной сертификации, относится и медицинская помощь.

При причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя (пациента) вследствие непредставления ему полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге) потребитель (пациент) вправе потребовать возмещения причиненного вреда в порядке, предусмотренной статьей 14 настоящего Закона, в том числе полного возмещения убытков, причиненным природным объектам, находящимся в собственности потребителя.

В статье 14 (Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара — работы, услуги) отмечается, что вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя (пациента) подлежит возмещению в полном объеме.

Согласно статьи 29 «Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги)» при обнаружении недостатков потребитель вправе по своему усмотрению потребовать:

5. Гражданский кодекс РФ

В обществе уже отмечена неоценимая значимость принятия Гражданского Кодекса Российской Федерации (части первой и второй — 1994-1996 гг.) Отличительной чертой нового Гражданского Кодекса РФ, по сравнению с ранее действующим гражданским законодательством является то, что в условиях динамического развития общества обеспечивается правовое регулирование неимущественных отношений.

К таким объектам относятся главным образом жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, личная и семейная тайна и еще целый ряд принадлежащих гражданам благ, общим признаком которых является то, что пользоваться ими может только тот, кто такими благами обладает.

На сегодняшнем этапе развития российского общества и медико-правовой науки на первый план относительно ответственности врачей за профессиональные правонарушения выходит гражданско-правовая (имущественная) ответственность, которая для медицинских учреждений является наиболее серьезным последствием ненадлежащего оказания медицинской помощи.

Основная цель гражданской ответственности — возмещение ущерба (убытков), понесенных пациентом в результате повреждения его здоровья в денежной форме, которые включают в себя два элемента: реальный ущерб и упущенную выгоду.

Об ответственности за вред, причиненный здоровью пациента, говорится в статье 15 (Возмещение убытков). Согласно пункту 1 статьи 15 лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В п.3 статье 15 предусмотрено, что если лицо, нарушившее права, получило вследствие этого доходы, то возмещаемая потерпевшему упущенная выгода, не может быть меньше этих доходов.

Наибольшее значение для медицинской деятельности и определения оснований для возникновения гражданско-правовой ответственности имеет 59 глава («Обязательства вследствие причинения вреда»), которая содержит нормы, определяющие порядок и основание возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, компенсацию морального вреда.

В статье 1068 (Ответственность юридического лица или гражданина за вред, причиненный его работником) ГК РФ отмечено, что ответственность за вред, причиненный медицинским работником, несет медицинская организация, в которой он работает и оказывалась медицинская помощь. Обязанность организации возместить вред, причиненный по вине его работников, наступает не только тогда, когда они являются постоянными работниками данного медицинского учреждения, но и когда вред причинен временными или внештатными работниками.

Как правило, пациент свои требования о возмещении вреда, связанного с ненадлежащим оказанием медицинской услуги, сопровождает и требованием о компенсации морального вреда. Положения ст. 15 Закона «О защите прав потребителей» вслед за ст. 151 ГК РФ устанавливают, что пациент вправе потребовать компенсации ему морального вреда. Однако законодателем тут же определены границы использования данного права пациентом: моральный вред подлежит компенсации только при наличии вины причинителя — исполнителя медицинской услуги.

Гражданско-правовая (имущественная) ответственность врача (ч. 1 ст. 66; ч. 1 ст. 68 Основ) может заключаться в необходимости возмещения материального ущерба и компенсации морального вреда (ст. 151; ст. 1084-1086; ст. 1099-1101 ГК РФ) на основании генерального «деликта». Но она может возникать лишь в том случае, если не будет доказано, что врач действовал с согласия и по просьбе потерпевшего пациента (п. 3 ст. 1064 ГК РФ) или если врач докажет, что вред жизни и здоровья был причинен не по его вине (п. 2 ст. 1064 ГК РФ), или если врачом были предприняты все необходимые меры заботливости и осмотрительности для надлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей (п. 1 ст. 401 ГК РФ).

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Заключение

В связи с тем, что специалистов, имеющих познания в области медицинского законодательства немного, мы полагаем, что ознакомление врачей с основными положениями Российского законодательства по регулированию правоотношении в области оказания медицинских услуг поможет врачам в их повседневной работе. Ведь без знания правовых норм, регулирующих профессиональную медицинскую деятельность, врач не может на должном уровне выполнять свои профессиональные обязанности.

Так как утверждена специальность «Пластическая хирургия», будут возрастать требования и ответственность к подготовке специалистов эстетической медицины, будет возрастать и юридическая ответственность за хирургическую деятельность, за морально-этическое отношение к пациентам. Знание основных законов РФ для пластических хирургов будет являться гарантией для избежания конфликтных ситуаций с пациентами. Чем выше будет правовая грамотность и культура пластического хирурга, тем неукоснительным будут выполняться свои профессиональные обязанности, что будет способствовать повышению качества и эффективности хирургической коррекции и послеоперационного лечения пациентов. Реальнее будут обеспечиваться законные интересы и права граждан в социально важной сфере охраны здоровья — эстетической медицине.

Литература

  1. Александрова О.Ю. Права граждан в области охраны здоровья. //Здравоохранение. — 2005. — № 1
  2. Всеобщая декларация прав человека принята и провозглашена резолюцией 217 А (???) Генеральной Ассамблеей ООН от 10.12.1948, Париж
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации
  4. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 1992 г. (в ред. Федеральных законов от 09.01.96 № 2-ФЗ, от 17.12.99 № 212-ФЗ).
  5. Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» № 1499-1 от 28.06.1991 г.
  6. Конституция Российской Федерации
  7. Назарова И.Б. Взаимоотношения «врач-пациент»: правовые и социальные аспекты // Социологические исследования. — 2004. № 7
  8. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан № 5487-1 от 22.07.1993 г.
  9. Пашинян Г.А., Ромодановский П.О., Григорьев Н.Н., Беляева Е.В. Некоторые правовые основы судебно-медицинской экспертизы в гражданском процессе // Суд.-мед. эксперт. — 2003. — № 2. — С. 3-6.
  10. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» № 27 от 13.01.1996 г.
  11. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» № 350 от 25.03.1996 г.
  12. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Программы государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью» № 1096 от 11.09.1998г.
  13. «Правовые основы здравоохранения в России» /под ред. Ю.Л. Шевченко/, М.: ГОЭТАР-МЕД, 2001, — 211 с.
  14. Силуянова И.В. Патернализм и информированное согласие: этическое и правовое регулирование отношений «врач-пациент» // Научные труды II Всероссийского съезда (Национального конгресса) по медицинскому праву. — М., 2005.
 
Все публикации